Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте
Страница 5

Материалы » Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте » Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте

Используют разнообразные подсказки: сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, приведение аналогии. Однако надо иметь в виду, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решении, может резко затормозить его или вовсе со рвать — так называемый эффект запирания [83]. Эффект запирания нередко проявляется на экзамене, если под сказка экзаменатора, предложенная в момент, когда экза- менующийся почти достиг результата, разрушает мысли- тельную схему собственного решения и он даже не может, понять, что ему подсказывают, настолько он поглощен реализацией своего решения.

Все перечисленные способы преодоления мыслительных барьеров весьма эффективны при необходимости найти новый оригинальный подход к анализу теоретических и технических проблем. Однако, в жизни (а не только в учебной деятельности) подростки вынуждены ежедневно решать задачи межличностного общения, и тогда обнаруживается, что здесь ещё труднее высвобождаться из-под жесткого контроля традиционных и стереотипных подходов. Совершенно очевидно, что причинные заключения, сделанные на основе анализа, столь ограниченного разнообразия жестких стратегий, мо- гут порождать ошибки в понимании поступков окружающих людей.

Рассматриваются же особенности учебном деятельности в отрочестве, мы брали предметом анализа возможностей этого возраста верхнюю планку в развитии мышления — решение, способность к рефлексии и т.д. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Это может быть обусловлено- -индивидуальным развитием: через некоторое время под- росток преодолеет этот уровень. Но для кого-то это может казаться пределом развития. Причин, объясняющих задержку или остановку в развитии много: это различные социальные условия, и генетические особенности, и внутренняя позиция самого отрока. Комплекс причин обусловит стремление к развитию, поиск радости от рефлексии свои

(и чужие) умственные действия или безразличные (внешнее и внутреннее) к мышлению как форме умственной активности. В последнем случае угасает и

значимость для подростка образовательной учебной деятельности. Он может просто занять пассивную позицию и по возможности просто ничего не делать. Но мучимый совестью, будет искать приложение своих сил в другой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Типология личности
Карен Хорни, которая посвятила много сил основательной реконструкции фрейдовской психоаналитической теории , выделила следующие три главные поведенческие стратегии, к которым личность может прибегнуть для разрешения базального конфликта (конфликта между нашими инстинктивными влечениями с их слепым стремлением к удовлетворению и налагающ ...

Характеристика методов исследования
Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования : 1. Опросник Басса- Дарки 2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко) 3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича ...

Привязанности
Привязанность к определенным людям начинает явно проявляться у младенцев старше 6 месяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности - мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить м ...